Заголовок:
Комментарий:
Версия для копирования в MS Word
PDF-версии: горизонтальная · вертикальная · крупный шрифт · с большим полем
РЕШУ ЦТ — история Беларуси
Вариант № 42417
1.  
i

БССР вошла в со­став Союза Со­вет­ских Со­ци­а­ли­сти­че­ских Рес­пуб­лик (СССР) в:

1) 1920 г.
2) 1922 г.
3) 1924 г.
4) 1926 г.
2.  
i

Изоб­ре­те­ни­ем людей ка­мен­но­го века яв­ля­ет­ся(-ются):

1) плуг
2) лук и стре­лы
3) мель­ни­ца
4) мо­не­ты
3.  
i

Опре­де­ли­те одну из ха­рак­тер­ных черт об­ще­ствен­но-по­ли­ти­че­ской жизни БССР в конце 1920-х  — 1930-е гг.:

1) про­ве­де­ние де­мо­кра­ти­че­ских ре­форм
2) огра­ни­че­ние прав проф­со­юз­ных ор­га­ни­за­ций
3) ре­аль­ное осу­ществ­ле­ние прин­ци­па раз­де­ле­ния вла­стей
4) по­те­ря ком­му­ни­сти­че­ской пар­ти­ей ру­ко­во­дя­щей роли в об­ще­стве
4.  
i

Опре­де­ли­те пра­виль­ное утвер­жде­ние:

1) в 1817 г. в Ви­лен­ском уни­вер­си­те­те Ф. Савич со­здал «Де­мо­кра­ти­че­ское об­ще­ство»
2) на при­со­еди­нен­ных к Рос­сий­ской им­пе­рии бе­ло­рус­ских зем­лях уни­ат­ская цер­ковь по­лу­чи­ла го­су­дар­ствен­ную под­держ­ку
3) в бе­ло­рус­ских гу­бер­ни­ях в со­ста­ве Рос­сий­ской им­пе­рии до 1812 г. со­хра­ня­лось под­вор­ное на­ло­го­об­ло­же­ние
4) раз­ра­бо­тан­ный по по­ру­че­нию Алек­сандра I «план Огин­ско­го» преду­смат­ри­вал ав­то­но­мию ВКЛ в со­ста­ве Рос­сий­ской им­пе­рии
5.  
i

Опре­де­ли­те пра­виль­ное утвер­жде­ние:

1) в ле­то­пи­си «По­весть вре­мен­ных лет» го­во­рит­ся, что пра­ро­ди­ной сла­вян яв­ля­ет­ся Цен­траль­ная Ев­ро­па
2) балт­ские пле­ме­на в Ран­нем сред­не­ве­ко­вье за­ни­ма­ли тер­ри­то­рию к югу от реки При­пять
3) в Ран­нем сред­не­ве­ко­вье к во­сточ­ным бал­там от­но­си­лись прус­сы, ят­вя­ги, курши
4) на бал­тий­ском по­бе­ре­жье на­хо­дят­ся круп­ней­шие ме­сто­рож­де­ния ян­та­ря
6.  
i

За­клю­че­ние Брест­ско­го мир­но­го до­го­во­ра 1918 г. было уско­ре­но:

1) на­ме­ре­ни­ем Гер­ма­нии под­дер­жать Бе­ло­рус­скую На­род­ную Рес­пуб­ли­ку
2) по­бе­дой бур­жу­аз­но-де­мо­кра­ти­че­ской ре­во­лю­ции в Гер­ма­нии и вы­хо­дом ее из войны
3) тре­бо­ва­ни­я­ми со сто­ро­ны пред­ста­ви­те­лей Ан­тан­ты
4) за­хва­том гер­ман­ски­ми вой­ска­ми более 2/3 тер­ри­то­рии Бе­ла­ру­си
7.  
i

В об­ще­стве ВКЛ в XVI—XVIII вв. «бо­бы­ля­ми», «кут­ни­ка­ми», «ха­луп­ни­ка­ми» на­зы­ва­ли:

1) мел­ких тор­гов­цев
2) сель­скую ад­ми­ни­стра­цию
3) без­зе­мель­ных кре­стьян
4) чле­нов цехов
8.  
i

В 1314 г. Давид Грод­нен­ский отбил на­па­де­ние не­мец­ких ры­ца­рей на замок в го­ро­де, ко­то­рый обо­зна­чен на кар­то­схе­ме циф­рой:

1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
9.  
i

Ука­жи­те круп­ней­ше­го вла­дель­ца земли в ВКЛ:

1) кня­же­ство в лице ве­ли­ко­го князя
2) ку­пе­че­ские гиль­дии
3) кре­стьян­ские об­щи­ны
4) пра­во­слав­ные брат­ства
10.  
i

В ар­хи­тек­ту­ру Бе­ла­ру­си во вто­рой по­ло­ви­не XIII  — XIV в. про­ни­ка­ли эле­мен­ты стиля:

1) ба­рок­ко;
2) ро­ман­ско­го;
3) псев­до­рус­ско­го;
4) клас­си­циз­ма.
11.  
i

В 1559 г. Ли­вон­ский орден пе­ре­шел под:

1) сов­мест­ную власть ВКЛ и Поль­ши
2) про­тек­то­рат (опеку) ВКЛ
3) власть мос­ков­ско­го царя Ивана IV
4) про­тек­то­рат (опеку) Шве­ции
12.  
i

В 2010 г. про­изо­шло тор­же­ствен­ное от­кры­тие вос­ста­нов­лен­но­го па­мят­ни­ка ар­хи­тек­ту­ры XVI в.:

1) Мир­ско­го замка
2) Не­свиж­ско­го ко­сте­ла Бо­жье­го Тела
3) Ру­жан­ско­го замка
4) По­лоц­ко­го Со­фий­ско­го со­бо­ра
13.  
i

За­штри­хо­ван­ная на карте тер­ри­то­рия Речи Поспо­ли­той сфор­ми­ро­ва­лась:

1) в ре­зуль­та­те пер­во­го раз­де­ла Речи Поспо­ли­той;
2) в ре­зуль­та­те вто­ро­го раз­де­ла Речи Поспо­ли­той;
3) в ре­зуль­та­те тре­тье­го раз­де­ла Речи Поспо­ли­той;
4) после окон­ча­ния войны 1812 г.;
5) со­глас­но усло­ви­ям Ништадт­ско­го мира.
14.  
i

Вто­рая ми­ро­вая война на­ча­лась на­па­де­ни­ем:

1) Гер­ма­нии на Поль­шу
2) Гер­ма­нии на Данию
3) Ан­глии на Гер­ма­нию
4) Япо­нии на Китай
15.  
i

Ука­жи­те фа­ми­лию пи­са­те­ля, ав­то­ра три­ло­гии «По­лес­ская хро­ни­ка»:

1) И. Мележ;
2) М. Пта­шук;
3) Ж. Ал­фе­ров;
4) В. Ко­ва­ле­нок.
16.  
i

Во внеш­ней по­ли­ти­ке Рес­пуб­ли­ка Бе­ла­русь ис­хо­дит из прин­ци­па:

1) пе­ре­смот­ра по­сле­во­ен­ных гра­ниц;
2) вме­ша­тель­ства во внут­рен­ние дела дру­гих го­су­дарств;
3) ра­вен­ства го­су­дарств;
4) при­ме­не­ния силы в спор­ных во­про­сах.
17.  
i

За­пи­ши­те год, в ко­то­ром ма­стер Богша (Ла­зарь) со­здал пред­став­лен­ное на ил­лю­стра­ции про­из­ве­де­ние при­клад­но­го ис­кус­ства.

18.  
i

За­пи­ши­те цифру, ко­то­рой на кар­то­схе­ме обо­зна­чен город, где в 1898 г. была со­зда­на Рос­сий­ская со­ци­ал-де­мо­кра­ти­че­ская ра­бо­чая пар­тия.

19.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие.

СО­БЫ­ТИЕ

А)  битва на реке Не­ми­ге

Б)  осада по­лоц­ким кня­зем Вла­ди­ми­ром кре­по­стей кре­сто­нос­цев Ик­скюль и Гольм

В)  раз­ру­ше­ние По­лоц­ка нов­го­род­ским кня­зем Вла­ди­ми­ром

Г)  ос­но­ва­ние епар­хии в Ту­ро­ве

ГОД

1)  980

2)  1005

3)  1067

4)  1203

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­хра­няя ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А2Б1B4Г3.

20.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие.

СО­БЫ­ТИЕ

А)  поход по­лоц­ко­го князя Бря­чи­сла­ва на Нов­го­род

Б)  на­ча­ло кня­же­ния в Мен­ске (Мин­ске) Глеба Все­сла­ви­ча

В)  поход ки­ев­ско­го князя Мсти­сла­ва и семи рус­ских кня­зей на По­лоцк

Г)  кре­ще­ние кня­зем Вла­ди­ми­ром Киева

ГОД

1)  988

2)  1021

3)  1101

4)  1127

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­хра­няя ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А2Б1B4Г3.

21.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие.

СО­БЫ­ТИЕ

А)  пер­вое укруп­не­ние тер­ри­то­рии БССР

Б)  за­клю­че­ние Брест­ско­го мир­но­го до­го­во­ра

В)  созыв 1 Все­бе­ло­рус­ско­го съез­да

Г)  на­ча­ло де­я­тель­но­сти Ком­му­ни­сти­че­ской пар­тии За­пад­ной Бе­ла­ру­си (КПЗБ)

ГОД

1)  1917

2)  1918

3)  1923

4)  1924

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­хра­няя ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер А2Б3В4Г1.

22.  
i

За­пи­ши­те на­зва­ние по­се­ле­ния ре­мес­лен­ни­ков и тор­гов­цев, ко­то­рое рас­по­ла­га­лось возле укреп­лен­но­го цен­тра (де­тин­ца) сред­не­ве­ко­во­го во­сточ­но­сла­вян­ско­го го­ро­да.

23.  
i

До­пол­ни­те пред­ло­же­ние не­об­хо­ди­мой ин­фор­ма­ци­ей.

 

В ис­то­рии ВКЛ XVI век ино­гда на­зы­ва­ют «... веком», на­ступ­ле­ние ко­то­ро­го свя­зы­ва­ют с прав­ле­ни­ем ве­ли­ко­го князя ли­тов­ско­го Си­гиз­мун­да (Жи­ги­мон­та) I Ста­ро­го.

24.  
i

Узнай­те ис­то­ри­че­скую лич­ность и за­пи­ши­те толь­ко фа­ми­лию.

 

Бе­ло­рус­ский про­за­ик, дра­ма­тург, пуб­ли­цист, об­ще­ствен­ный де­я­тель, на­род­ный пи­са­тель Бе­ла­ру­си. Автор из­вест­ных ро­ма­нов «Тре­вож­ное сча­стье», «Серд­це на ла­до­ни», «Снеж­ные зимы». Его имя при­сво­е­но од­но­му из пе­да­го­ги­че­ских уни­вер­си­те­тов рес­пуб­ли­ки.

25.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие.

ОПРЕ­ДЕ­ЛЕ­НИЕ

A)  Спасо-Ев­фро­си­ни­ев­ская цер­ковь

Б)  бе­ре­стя­ная гра­мо­та

B)  Бо­ри­со­глеб­ская (Ко­лож­ская) цер­ковь

Г)  «Ро­гво­ло­дов ка­мень»

ПО­НЯ­ТИЕ, НА­ЗВА­НИЕ

1)  Грод­но

2)  По­лоцк

3)  Орша

4)  Ви­тебск

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А2Б3В1Г4.

26.  
i

Уста­но­ви­те по­сле­до­ва­тель­ность со­бы­тий.

 

A)  При­сво­е­ние Мин­ску зва­ния «Город-герой»;

Б)  про­ве­де­ние XX съез­да КПСС;

B)  по­пыт­ка го­су­дар­ствен­но­го пе­ре­во­ро­та в СССР (ав­гу­стов­ский путч);

Г)  за­ко­но­да­тель­ное за­креп­ле­ние ру­ко­во­дя­щей и на­прав­ля­ю­щей роли Ком­му­ни­сти­че­ской пар­тии Бе­ла­ру­си.

 

 

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв. На­при­мер: ВГАБ.

27.  
i

Уста­но­ви­те по­сле­до­ва­тель­ность со­бы­тий. Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв. На­при­мер: БАГВ.

 

A)  На­ча­ло про­ве­де­ния аг­рар­ной ре­фор­мы  — во­лоч­ной по­ме­ры;

Б)  при­ня­тие III Ста­ту­та ВКЛ;

B)  воз­вра­ще­ние вой­ска­ми Сте­фа­на Ба­то­рия го­ро­да По­лоц­ка;

Г)  Бе­ре­стей­ский (Брест­ский) цер­ков­ный собор.

28.  
i

До­пол­ни­те пред­ло­же­ние не­об­хо­ди­мой ин­фор­ма­ци­ей.

 

После лик­ви­да­ции кор­ни­лов­ско­го мя­те­жа, ру­ко­вод­ству­ясь ре­ше­ни­я­ми VI съез­да РСДРП(б), боль­ше­ви­ки счи­та­ли бли­жай­шей за­да­чей осу­ществ­ле­ние ... ре­во­лю­ции и пе­ре­ход всей вла­сти к Со­ве­там.

29.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие.

СО­БЫ­ТИЕ

A)  вве­де­ние мно­го­пар­тий­ной по­ли­ти­че­ской си­сте­мы в БССР

Б)  при­сво­е­ние Мин­ску зва­ния «Город-герой»

B)  при­ня­тие про­грам­мы по­стро­е­ния ком­му­низ­ма в СССР

Г)  за­ко­но­да­тель­ное за­креп­ле­ние ру­ко­во­дя­щей и на­прав­ля­ю­щей роли Ком­му­ни­сти­че­ской пар­тии Бе­ла­ру­си

ДАТА

1)  1961г.

2)  1974 г.

3)  1978 г.

4)  1990 г.

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А2Б3В1Г4.

30.  
i

Ор­га­ны мест­но­го са­мо­управ­ле­ния, вве­ден­ные в Ви­теб­ской, Мо­ги­лев­ской и Мин­ской гу­бер­ни­ях в 1911 г.,  — это__________.

 

Ответ за­пи­ши­те сло­вом в той форме, в ко­то­рой оно долж­но быть упо­треб­ле­но в пред­ло­же­нии.

31.  
i

Путь раз­ви­тия эко­но­ми­ки, свя­зан­ный пре­жде всего с уве­ли­че­ни­ем ко­ли­че­ствен­ных, а не ка­че­ствен­ных по­ка­за­те­лей,  — это_______путь раз­ви­тия эко­но­ми­ки.

До­пол­ни­те пред­ло­же­ние. Ответ за­пи­ши­те сло­вом в той форме, в ко­то­рой оно долж­но быть упо­треб­ле­но в пред­ло­же­нии.

32.  
i

Пе­ре­ход, пе­ре­да­ча иму­ще­ства (земли, пред­при­я­тий, транс­пор­та, бан­ков и др.) из част­ной соб­ствен­но­сти в го­су­дар­ствен­ную  — это_______.

До­пол­ни­те пред­ло­же­ние. Ответ за­пи­ши­те сло­вом в той форме, в ко­то­рой оно долж­но быть упо­треб­ле­но в пред­ло­же­нии.

33.  
i

Вы­бе­ри­те и за­пи­ши­те фа­ми­лию из­вест­но­го со­вре­мен­но­го бе­ло­рус­ско­го ху­дож­ни­ка:

 

Се­ле­щук, Дуда­рев, Ал­фе­ров, Дай­не­ко.

34.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие.

А)  при­ня­тие I Ста­ту­та ВКЛ

Б)  пе­ре­нос сто­ли­цы ВКЛ в Виль­но

В)  за­клю­че­ние Ост­ров­ско­го со­гла­ше­ния между Ви­то­втом и Ягай­ло

Г)  на­ча­ло граж­дан­ской войны в ВКЛ между Свид­ри­гай­ло и Си­гиз­мун­дом Кей­с­ту­то­ви­чем и их сто­рон­ни­ка­ми

1)  1323 г.

2)  1392 г.

3)  1432 г.

4)  1529 г.

5)  1566 г.

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б2ВЗГ4. Пом­ни­те, что не­ко­то­рые дан­ные пра­во­го столб­ца могут не ис­поль­зо­вать­ся.

35.  
i

Про­чи­тай­те вы­держ­ку из за­пис­ки, по­дан­ной Алек­сан­дру I.

 

«Часть Поль­ши, при­со­еди­нен­ная к Рос­сий­ской им­пе­рии, со­став­ля­ла не­ко­гда от­дель­ное са­мо­сто­я­тель­ное вла­де­ние  — Литву... Жи­те­ли его ис­по­кон веков... за­бо­ти­лись о своих пра­вах и были верны своим мо­нар­хам, от­ли­ча­лись му­же­ством и лю­бо­вью к от­чиз­не. Гор­дые своим про­ис­хож­де­ни­ем, лит­ви­ны... со­хра­ни­ли свои обы­чаи, свой граж­дан­ский ко­декс, мест­ное управ­ле­ние, свое вой­ско, вер­хов­ный суд... и даже сейм, со­би­рав­ший­ся по оче­ре­ди в Вар­ша­ве и Грод­но...

Я убеж­ден, что если бы со вре­ме­ни при­со­еди­не­ния к Рос­сии за­бран­ных поль­ских зе­мель была из них об­ра­зо­ва­на одна про­вин­ция, со­хра­не­но имя Литвы и остав­ле­ны ее дав­ние права и если бы из нее был со­здан от­дель­ный край со своим управ­ле­ни­ем, но в ка­че­стве со­еди­нен­но­го и вклю­чен­но­го в со­став Рос­сий­ской им­пе­рии го­су­дар­ства, то тогда ино­зем­ное вли­я­ние про­ни­ка­ло бы туда с тру­дом».

 

Ис­поль­зуя вы­держ­ку, опре­де­ли­те пра­виль­ные утвер­жде­ния:

1)  автор за­пис­ки пред­ла­га­ет вос­ста­но­вить ВКЛ и предо­ста­вить кня­же­ству ав­то­но­мию в со­ста­ве Рос­сий­ской им­пе­рии;

2)  ВКЛ была предо­став­ле­на ав­то­но­мия в со­ста­ве Рос­сий­ской им­пе­рии в 1812 г.;

3)  автор за­пис­ки пред­ла­га­ет царю предо­ста­вить бе­ло­рус­ским зем­лям пол­ную не­за­ви­си­мость;

4)  целью вос­ста­нов­ле­ния ВКЛ было не­до­пу­стить под­держ­ки На­по­лео­на по­ме­щи­ка­ми за­пад­ных гу­бер­ний;

5)  автор за­пис­ки вы­сту­па­ет за вос­ста­нов­ле­ние Речи Поспо­ли­той в гра­ни­цах 1772 г.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми (по­ря­док за­пи­си цифр не имеет зна­че­ния, ко­ли­че­ство цифр в от­ве­те в ука­зан­ных за­да­ни­ях может быть раз­ным). На­при­мер: 12 или 123.

36.  
i

Вставь­те в при­ве­ден­ном тек­сте на места про­пус­ков под­хо­дя­щие по смыс­лу слова из пред­ло­жен­но­го спис­ка. Вы­би­рай­те их по­сле­до­ва­тель­но, мыс­лен­но встав­ляя в нуж­ной форме.

 

В XI в. в По­лоц­кой земле уже была из­вест­на ки­рил­ли­че­ская пись­мен­ность. Об этом сви­де­тель­ству­ют , об­на­ру­жен­ные над­пи­си. На се­ве­ре Бе­ла­ру­си в русле реки А)__________най­де­ны боль­шие ва­лу­ны, на ко­то­рых в XII в. были вы­се­че­ны кре­сты и оди­на­ко­вая над­пись: «Гос­по­ди, по­мо­зи рабу сво­е­му Бо­ри­су». Гра­мот­ность была рас­про­стра­не­на и среди не­знат­но­го на­се­ле­ния, о чем сви­де­тель­ству­ют Б)__________ об­на­ру­жен­ные в В)__________и Мсти­слав­ле.

 

Слова:

1)  За­пад­ная Двина

2)  При­пять

3)  Мо­ги­лев

4)  Ви­тебск

5)  фрес­ки

6)  бе­ре­стя­ные гра­мо­ты

 

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв верх­не­го ряда. На­при­мер: А1Б2ВЗ. Пом­ни­те, что не­ко­то­рые дан­ные ниж­не­го ряда могут не ис­поль­зо­вать­ся.

37.  
i

Опре­де­ли­те три ха­рак­тер­ные черты об­ще­ствен­но-по­ли­ти­че­ско­го раз­ви­тия Рес­пуб­ли­ки Бе­ла­русь во вто­рой по­ло­ви­не 1990-х гг.  — на­ча­ле XXI в.:

1)  от­сут­ствие кон­флик­тов на ре­ли­ги­оз­ной почве;

2)  при­ня­тие Кон­сти­ту­ции;

3)  со­зда­ние од­но­па­лат­но­го пар­ла­мен­та;

4)  опре­де­ле­ние на Все­бе­ло­рус­ских на­род­ных со­бра­ни­ях ос­нов­ных на­прав­ле­ний внут­ри­по­ли­ти­че­ско­го раз­ви­тия;

5)  за­креп­ле­ние пре­зи­дент­ской формы го­су­дар­ствен­но­го прав­ле­ния.

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми (по­ря­док за­пи­си цифр не имеет зна­че­ния, ко­ли­че­ство цифр в от­ве­те в ука­зан­ных за­да­ни­ях может быть раз­ным). На­при­мер: 12 или 123.

38.  
i

Опре­де­ли­те ха­рак­тер­ные черты раз­ви­тия БССР во вто­рой по­ло­ви­не 1980-х – на­ча­ле 1990-х гг.:

 

1)  про­ве­де­ние вы­бо­ров на аль­тер­на­тив­ной ос­но­ве;

2)  пол­ный отказ от ко­манд­но-ад­ми­ни­стра­тив­ных ме­то­дов управ­ле­ния эко­но­ми­кой;

3)  за­рож­де­ние мно­го­пар­тий­но­сти;

4)  опе­ре­жа­ю­щие темпы про­из­вод­ства то­ва­ров на­род­но­го по­треб­ле­ния;

5)  лик­ви­да­ция всех кол­хо­зов.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми (по­ря­док за­пи­си цифр не имеет зна­че­ния, ко­ли­че­ство цифр в от­ве­те в ука­зан­ных за­да­ни­ях может быть раз­ным). На­при­мер: 12 или 123.